Когда-то, несколько лет назад, я написал статью о том, что кризис лишь в головах. Так как в любой кризис кто-то богатеет. Однако проблемы с головой оказались настолько глобальны, так похожи на эпидемию, что в 2017 году кризис стал объективным явлением. Пошла цепная реакция — идиоты обрушили иммунитет экономики, воры и политики создали кризисную ситуацию. И вот мы имеем синдром приобретенного дефицита наличности у потребителей, что бьет по карману любого бизнесмена — и умного, и глупого.
Плохо почти всем. Разумеется, как и в любое время, можно встретить самородков, которые сориентировались в ситуации и подстроили её под себя. Но им пришлось что-то глобально менять. Осваивать непривычный продукт, направлять продвижение на новый тип клиентов, или стремительно становиться специалистами в невиданных ранее методах продвижения.
Даже среди этих бодряков выжил не каждый. Волна банкротств прокатилась по строительному рынку — среди людей, которых все считали запредельно крутыми. Банкротятся огромные авиакомпании. Вылетают в трубу заводы и фабрики с прекрасной репутацией. Лопаются банки, о ненадежности которых вряд ли кто-то заикнулся бы вчера.
Не так давно мы слышали о терактах раз в год. Сейчас — каждую неделю.
Всё это делает окружение более опасным, чем оно было раньше.
Ощущение того, что окружение опасно, не способствует счастью и энтузиазму. Однако бизнесменов можно очень легко привести в прекрасное расположение духа и вернуть им надежду на счастье — нужно всего лишь отремонтировать «доходопровод», оживить уверенность в том, то хорошие деньги можно стабильно зарабатывать в условиях вопиющей нестабильности.
Для этого нужно вернуть утраченные, забытые основы.
Каким минимальным набором качеств должен обладать человек, чтобы заработать большие деньги во времена потрясений и революций?
Можно долго рассуждать о знании администрирования и технологий построения бизнеса. Можно говорить о финансовом планировании и финансовом управлении. Можно с умным видом поминать университеты Лиги плюща. Всё это не поможет понять, как необразованные люди в начале 90‑х становились долларовыми миллионерами, открывая кооперативы в подвалах. Разве они что-то знали о финансовом планировании? Или умели строить безупречные оргструктуры? Может быть эти люди управляли своими бизнесами по системе показателей эффективности?
Нет, нет и нет. Все перечисленные инструменты имеют отношение с сохранению бизнеса и приумножению богатства. К тому, чтобы стабилизировать прорвавший плотину финансовый поток, захлестнувший удачливого предпринимателя. К зарабатыванию денег они не имеют никакого отношения.
Бизнесмен должен быть прежде всего БОГАТЫМ. Он ведь не общественную организацию учреждал и не благотворительную богадельню. Так вот, прежде чем управлять какой-то бизнес-идеей, нужно чтобы она могла приносить БАБЛО. В сыром, элементарном виде. И если человек умеет зарабатывать — вот тут только можно начинать говорить об управленческих тонкостях. А до этого ему нужно править образ мыслей и квалификацию, обретая два волшебных качества, которыми обладали коммерсанты времен войны Севера и Юга, нэпманы и первые кооператоры. Качества, которыми от природы были наделены Марк Цукерберг и Билл Гейтс. Два главных качества, которые делают человека богатым.
Это подтверждается большим количеством полуголодных «бизнесменов», которые зарабатывают несколько рублей себе на пельмени, одновременно с сединой и язвой желудка. У некоторых из них в офисе висит оргструктура из пары десятков отделов и 275 секций, рассчитанная примерно на 1000 сотрудников. Они рисовали её целый год, привлекая консультантов. И персонал управляется по KPI (ключевым показателям эффективности). А каждую неделю проводятся заседания по финансовому планированию, которые длятся по 6 часов и заканчиваются за полночь. При этом в бизнесе задействовано… 15 человек, из которых 12 — производственники, а остальные — руководители.
Не обладая двумя качествами «людей из 90‑х», такие предприниматели пытаются выжать каплю влаги из сухой тряпки.
«Купил вагон вина по доллару за бутылку, продал по три доллара — на эти два процента и живу…». Вот так мы жили без всяких организационных сложностей. Так зарабатывались миллионы долларов. Понятие KPI было еще не переведено на русский.
Что же это за два волшебных качества таких?
Первое — несдержанность. Любой из этих олдскульных парней мог зайти в отделение милиции и попросить за деньги довезти его на служебной машине до клуба: «Да ладно, пацаны, я нормально заплачу, а то такси хрен дождешься…» (действительный случай).
Эта черта приводила кого-то к смерти. Других к потере быстро заработанных денег. Третьи на волне этой несдержанности совершали преступления и если даже не сели в тюрьму, то запятнали свою репутацию. Из-за этого несдержанность стала непопулярной. Хотя то, что требовалось — дать человеку четкие понятия, чтобы он понимал, где берега, а где мели. И не останавливать его, а перенаправить.
Несдержанность приводит человека к тому, что он мгновенно реализовывает задуманное. И к тому, что он готов на широкомасштабные действия, которые достигнут многих людей. Противоположность несдержанности — зажатость, трусость, интроверсия.
Второе качество — понимание того, какие маркетинговые шаги будут современны, эффективны и принесут доход. Слово «маркетинг» равняется слову «доход». Маркетинг — это вся совокупность способов привлечь деньги клиентов. Он состоит из нескольких десятков неизменных принципов, и почти бесконечного количества приёмов, на этих принципах основанных.
Вы должны, должны, должны изучить маркетинг, если вы руководитель! Как фундаментальные законы, которые делают его работающим, так и ультрасовременные технологии и приёмы. Это не сложно, просто жутко некомфортно. Как всегда, когда приходится выходить из теплого дома в непогоду. Из комфортных домашних тапочек в агрессивную среду, которая бросает вызов. Но только беря что-то под контроль можно взять это под контроль.
Думаете — это ниже вашего достоинства, изучать «какой-то маркетинг»? Спросите у Стива Джобса, Айлона Маска или Ингвара Компрада. Все эти миллиардеры лично возглавляли маркетинговые действия своих империй. Их идей, как предпринимателей и руководителей, обладали наибольшим маркетинговым потенциалом. Просто кто-то недопонимает или недооценивает масштабность понятия «маркетинг».
Ситуация нынче такова: стань профессионалом, либо умри. Третьего не дано.
Вадим Мальчиков
Президент Академии Вадима Мальчикова