Вряд ли кому-то из нас нравится расшибать себе лоб о препятствия. И когда у человека на лбу уже живого места нет от жестких столкновений с барьерами, он начинает относиться к барьерам с возрастающей подозрительностью.
Представьте себе заключенного, он хочет выйти на свободу. Вообразите парня, которому дали большой срок за преступление, которого он не совершал (что запросто может произойти на этой планете). У него есть два пути: легально добиться отмены или смягчения приговора, либо сбежать. Оба способа приведут к заветной цели.
Свобода. Над тобой бескрайнее летнее небо. Ты можешь смотреть на него целую вечность. Волен идти в любом направлении, и никто тебя не схватит и не засунет в душную, вонючую клетку. Ты можешь разговаривать с людьми, учиться у них, помогать им. Они будут тебе благодарны. Никаких пыток, никаких избиений, засовов. Спокойное пространство вокруг. Бесконечные возможности реализовать себя.
Но то лишь мечты заключенного. Человек сидит без шансов выйти, что ужасно бесит. Понять это чувство можно либо пережив его разочек, либо имея богатое воображение. Почему люди просто не выходят из тюрем? Слишком много барьеров. Один за другим, неподъемные. Преодолеваешь препятствие — через несколько метров новое.
Как заключенному не наталкиваться на стены, двери, замки? На собак и прочих злобных тварей? Не рваться к свободе. Как не вызывать зависть и ненависть тех, кто делит с тобой несчастье? Не рваться в лидеры. Сидеть тихо и не отсвечивать. Подшить тапочки потеплее и обустроить нары поудобнее.
В результате вы получите две вещи. Первая — ваш лоб гарантированно будет целее. Вторая — вы столь же гарантированно не достигнете цели. Вы даже думать будете бояться о цели. Так как движение к цели равняется барьерам, требующим преодоления.
Автор технологии управления в середине 50‑х годов сделал открытие, что любая деятельность, которая стоит того, чтобы ей заниматься, содержит в себе как минимум три компонента: цели, свободы и барьеры.
Чем больше цели, тем больше барьеры. Логично? Чем больше цели, тем больше барьеров будет у вас в процессе их достижения. И тем больше свободы вы получите в результате их достижения.
Какие цели можно поставить в тюрьме? Можно сделать высокую карьеру и стать раздатчиком пищи или хлеборезом. Эта цель подразумевает огромное количество усилий по преодолению барьеров, смертельно-опасную конкуренцию и гораздо более высокую степень свободы при ее достижении.
Можно сделать другую карьеру — стать блатным. Серьезные барьеры, значительные свободы. Привилегии. Самые красивые «петухи», лучшие сигареты, телевизор в камере, уважение в своей среде. Круто.
Цель другого порядка — выйти на свободу задолго до срока. Невероятное количество барьеров, чудовищные усилия, реальная опасность для жизни. Но оно того стоит.
Многие люди живут свои жизни ничуть не лучше, чем заключенные в тюрьме. Апатия и безысходность является фундаментом и основой их жизни. Внешнее благополучие скрывает гниль и ржавчину бесцельности существования. Я не сгущаю краски. Я разговариваю с людьми постоянно, с самыми разными людьми. В основном они не знают, зачем живут. А ведь это очень тяжело — жить, не имея надежды на будущее и зная, что умрешь, и на этом все закончится. В наш прагматичный век почти никто не верит всерьез в ад или рай — их нет на картах, а древние сказки впечатляют меньше, чем научные изыскания. Со времен отмены наукой религии, люди потеряли надежду, что крайне печально.
Чем не тюрьма? Общая черта — безысходность и апатия по поводу будущего. «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Как метко подметил автор, если бы человек искал ад, а нашел Землю, то он бы нашел то, что хотел.
Что ж, а могут ли вообще существовать высокие цели?
Это было бы реально ровно настолько, насколько человек не боялся бы барьеров. Для этого надо быть либо сумасшедшим (и не понимать серьезности барьеров, игнорируя их), либо по-настоящему крутым.
Кстати, если вы внимательно рассмотрите состояние «крутизны», то увидите, что все крутые обладают способностями выше, чем средний человек. Они в чем-то невероятно компетентны. В боевиках про спасителей мира обычно показывают таких людей уже после их подготовки, но о ней всегда упоминается. Человек умел учиться, учился быстро и много и выучился до такого уровня, что технически стал превосходить окружающих. Лично я считаю, что упорная учеба до уровня великого мастерства в том, что является целью вашей жизни, сделает вас практически суперменом. Как минимум волшебником.
Я много писал про личные цели человека в своей книге «Энциклопедия построения своего бизнеса». Человек не будет счастлив, если не будет двигаться к своей собственной цели, если его личные цели заменены на подсказанные ему окружением суррогаты. Это очевидно. Цель мамы или цель киногероя могут быть весьма далеки от целей самого человека.
Предположим, кому-то повезло, и он определил направление своей жизни. Точно знает, в каком направлении лежит его счастье. Что нужно дальше сделать с этой целью?
Определить правильный порядок величин. Например, у человека есть цель «строить дома». Путем наблюдений он установил, что именно эта деятельность принесет ему счастье, если он будет заниматься ей всю жизнь. Направление есть.
Теперь, если человек будет строить по одному маленькому дому в год, он будет счастлив от осознания следования к собственной цели. Он может добиться того, чтобы этот домик был очень красивым, и он может довести его практически до совершенства, и вдохнуть в него дух уютного жилища и приятнейшего места на Земле. Но денег от продажи этого домика ему хватит лишь на то, чтобы на следующий год построить еще один такой же, да свести концы с концами. Он может быть счастлив, но количество свобод будет определяться размером цели. Счастье определяется направленностью. Свободы — размерами. Недостаточный размах, в конце концов, может привести к притуплению счастья, так как в самой основе человека заложено стремление к лучшему и большему.
Если вы поставите более высокие цели, то и барьеры вырастут пропорционально. К примеру, тот же человек ставит себе цель «поднять строительство домов до ста в год». О‑о! Ну и барьеры!
Когда он достигнет этой цели — у‑а-а-у‑у! Вот это свободы! Понимаете?
Масштабные, но не очень умные люди делают следующее. Они берут не свою цель. Делают ее очень большой. Достигают. Получают огромные свободы. И остаются несчастными при всей своей свободе. Денег много, машин несколько, самолетов несколько, домов несколько, времени навалом… Что делать — не знаю. Зачем живу — не уверен. Вроде все хорошо идет, а вроде что-то не так.
И обратная ситуация. Человек занят любимым делом. Оно приносит ему острое ощущение собственной нужности. Он готов взахлеб рассказывать о своих успехах друзьям и родным. Но его масштаб, который определяется порядком величин цели, настолько мал, что он с недоумением взирает на богатых и успешных и не понимает, почему ему «меньше повезло». Он оправдывает свою неэтичность тем, что он занят тем, что приносит ему счастье.
Неэтичность? Я не оговорился. Не следовать собственной цели — неэтично. Но следовать своей цели в таком порядке величин, что ваша деятельность остается малозначащей — также далеко от понятия «этика». Определение, которое содержит такие слова: «рациональность (разумность), направленная на наивысший уровень жизни для себя и других».
Слова «этика» и «счастье» очень близкие, почти синонимы. Автор технологии управления разработал не имеющую аналогов технологию этики (впервые в истории, так как раньше существовали лишь философские рассуждения на эту тему), результат правильного применения которой — восстановление счастья. Наш знаменитый «Усилитель мощности руководителя» построен на этих принципах, и он приводит именно к этому результату.
Если человек не ставит цели, достаточно масштабные, чтобы обрести значительные свободы, то ему не хватит ни энергии, ни возможностей на то, чтобы сделать окружение более пригодным для жизни. Он не сможет поддержать своих друзей в трудной ситуации. Он не сможет защититься, если встретится лицом к лицу с врагами.
Поэтому он старается не иметь много друзей, и вообще не иметь врагов. Ведь друзьям требуется поддержка, а чтобы атаковать врага, нужна энергия. И чем сильнее враг, тем больше ее нужно.
Живя «тихой» жизнью, человек старается не замечать зло вокруг, что неизбежно приводит к безответственной позиции «моя хата с краю». Он думает, что ответственность за других сделает его несчастным и подвергнет опасности. Это максимально далеко от правды и от фактов, которые можно наблюдать.
Вот человек скрючился посреди камеры на полу, потому что не хочет иметь дело с другими заключенными, с охраной, с собаками, замками и пулями. В безопасности ли он? Он слаб и находится в максимально враждебной обстановке. Он боится стать причиной неприятностей (поэтому бездействует). Но неприятности сами найдут его. Его страх делает его следствием любой угрозы, порожденной внешними факторами. Заключенные и охранники сами придут к нему, чтобы надругаться. Пол холодный. Еда скудная. Неба не видно и не предвидится.
Вокруг любого человека есть люди, которые строят планы, как посадить на наркотики каждого ребенка, включая его детей. Другие наживаются на финансовых кризисах. Упорно лоббируются законопроекты, предписывающие поставить каждому человеку в стране психиатрический диагноз и держать его таким образом на коротком поводке — любой непослушный может быть тут же упрятан в психушку. Правительство ведет безумную налоговую политику, наказывающую предпринимателей за то, что они получают доход — что приводит к уходу предпринимательства в тень и к сокращению активности. На телевидении и на эстраде правят бал извращенцы, способствуя растлению молодежи и упразднению моральных ценностей, которые еще остались.
А у него, видите ли, нет врагов. Его хата, блин, с краю.
Что ж, они сами придут к нему. И он пожалеет, что бездействовал. Но будет поздно.
Он боится даже смотреть на врагов, потому что считает себя ничтожным и знает, что у него нет шансов против них. Почему он так считает? У него недостаточно энергии. И у него нет достаточного количества друзей, которые его поддержат. Почему у него нет друзей? Он не заводит их, боясь, что они могут попросить у него в долг, или отнять время.
Низкий полет, недостаточная фантазия и малю-ю-юсенькие цели приводят к этому. Если вы истощены, вы не сможете бежать марафон. Если человек до смерти хочет спать, он не сможет вести машину. Если у вас нет денег, у вас не будет энергии, чтобы поддерживать друзей и сражаться с врагами. Так вы уменьшаете свободы и барьеры.
С чего все начинается? С цели. Определите, куда будете идти. А потом не скромничайте в масштабах.
Возможно, у кого-то возникнет мысль, что я призываю всех и каждого открыть свой бизнес или занять лидирующую позицию. Отнюдь. Я видел ярчайшие примеры, когда люди, работающие по найму на рядовых постах действовали как герои, и их свершения охватывали множество людей.
Продавец может продать своего товара в десятки раз больше, что приведет к невероятному возрастанию количества его друзей, суммы денег в его карманах. К легендам, которые будут слагать о нем. К огромному кредиту уважения. А также послужит платформой для дальнейшего роста.
Врач может прославиться невероятным количеством излеченных и спасенных пациентов. Не надо быть главврачом, чтобы о тебе сняли сериал. Сотрудник отдела кадров, увеличивший свое предприятие в несколько раз и сделав новых сотрудников стабильными, завоюет себе настоящую славу. Компетентность делает героические свершения возможными.
Где бы вы ни работали, реализуя свою цель, вы всегда можете показать такой результат, что окружающие ахнут. А потом поставить себе новую планку.
И нет никаких причин останавливаться.
Вадим Мальчиков
Президент Академии Вадима Мальчикова